Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с. - (Studia historica). Книга гейдельбергского египтолога профессора Яна Ассмана посвящена роли, которую играет память о прошлом в построении куль­турных идентичностей, в том числе политических. Память о прошлом находит свое зримое выражение в письменности, с изобретением кото­рой мир человеческого общежития переживает революционные изменения. Эти процессы получают в книге теоретическое обоснование, а затем рассматриваются на примере трех высоких культур древнего Средиземноморья: Египта, Израиля и Греции. Книга обращена ко всем интересующимся современными культурологическими подходами к изучению Древнего мира. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ.....................................................................11 Часть первая ВВЕДЕНИЕ. Часть первая ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ Глава первая. ПОМНЯЩАЯ КУЛЬТУРА...............................29 Предварительные замечания. 29 I. Социальное конструирование прошлого Морис Хальбвакс............................................................................35 1. Индивидуальная и коллективная память. 36 2. Фигуры воспоминания. 38 a) Отнесенность к пространству и времени. 39 b) Отнесенность к группе. 40 c) Воссоздающий характер. 42 3. Память versus история. 44 4. Заключение. 47 II. Формы коллективной памяти о прошлом Коммуникативная и культурная память 1. «The Floating Gap»: два Modi Memorandi................ 50 2. Обряди праздник как первичные формы организации культурной памяти 3. Ландшафты воспоминания «Мнемотоп» Палестина. 63 4. Переходные формы a) Память об умерших. 64 b) Память и традиция. 67 III. Опции культурной памяти о прошлом: «горячая» и холодная память о прошлом. 70 1. Миф о чувстве истории. 70 2. Горячая и холодная опции. 72 3. Альянс власти и памяти. 74 4. Альянс власти и забвения. 76 5. Документация — контроль или осмысление истории. 77 6. Абсолютное и относительное прошлое. 79 7. «Мифомоторика» памяти о прошлом. 83 a) Обосновывающая и контрапрезентная память о прошлом. 83 b) Память о прошлом как сопротивление. Глава вторая. ПИСЬМЕННАЯ КУЛЬТУРА. I. От обрядовой к текстовой когерентности 1. Повторение и интерпретация. 94 2. Повторение и воскрешение в памяти. 96 3. Древние письменные культуры поток традиции .... 98 4. Канонизация и интерпретация 5. Повторение и варьирование. II. Канон — к прояснению понятия. 110 1. История значения слова канон в античности .... 110 a) Масштаб, правило, критерий. 114 b) Образец, модель 117 c) Правило, норма. 118 d) Таблица, перечень. 119 2. Дальнешее развитие значения. 122 a) Канон и кодекс. 123 b) Освящающий принцип формула единообразия или автономность. 124 c) Освященный набор текстов канон и классика. 126 3. Выводы. 130 a) Заострение инвариативности: от точности к святости. 130 b) Укрощение вариативности связывание и обязывание под знаком разума c) Заострение границы поляризация. 133 d) Заострение ценностной перспективы полагание идентичности Глава третья. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ. 139 I. Идентичность, сознание, рефлексия 1. Личная и коллективная идентичность. 139 2. Исходные структуры и интенсифицированные формы 142 3. Идентичность, коммуникация, культура. 149 a) Формы символизации идентичности. 149 b) Циркуляция. 150 c) Традиция ритуальная коммуникация и обрядовая когерентность.................................153 II. Этногенез как интенсифицикация исходных структур коллективной идентичности. 154 1. Интеграция и централизация 2. Дифференциация и эгалитарность Часть вторая ЧАСТНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Предварительные замечания. Глава четвертая. ЕГИПЕТ И ОТКРЫТИЕ ГОСУДАРСТВА. 181 I. Основные черты египетской письменной культуры. 181 1. Мифомоторика интеграции 2. Монументальный дискурс письмена власти и вечности. 183 3. Канон и идентичность. II. Храм поздней эпохи как канон. 192 1. Храм и книга. 192 2. Номос храма. 201 3. Платон и египетский храм Глава пятая. ИЗРАИЛЬ И ИЗОБРЕТЕНИЕ РЕЛИГИИ. I. Религия как сопротивление. 213 1. Возведение медной стены путь Израиля и Египта к ортопрактическому отмежеванию 2. Исход как фигура воспоминания 3. "Движение Единый Яхве" как формирующая память общность воспоминания 4. Религия как сопротивление. Возникновение религии из оппозиции (собственной) культуре 5. Воскрешение традиции как культурная политика Персии. II. Религия как память о прошлом Второзаконие как парадигма культурной мнемотехники. 230 1. Шок забвения. Легенда обосновании культурной мнемотехники. 233 2. Угроза памяти о прошлом и социальные условия забвения. Глава шестая. РОЖДЕНИЕ ИСТОРИИ ИЗ ДУХА ПРАВА. 247 I. Семиотизация под знаком наказания и спасения 1. Iustitia connectiva......................................................250 2. Хеттская историография около 1300 г. дон. э 3. Семиотизация истории под знаком спасения.......263 II. Теологизация истории под знаком теологии воли: От харизматического события к харизматической истории 1. Знаки чудо харизматические события как первая ступень теологизации истории 2. Харизматическая история как вторая ступень теологизации истории 270 3. К генеалогии вины...................................................274 Глава седьмая. ГРЕЦИЯ И ДИСЦИПЛИНИРОВАНИЕ МЫСЛИ 279 I. Греция и следствия письменной культуры. 279 1. Алфавитная система письма. 279 2. Система письма и письменная культура. II. Гомер и греческий этногенез. 293 1.Героическая эпоха как гомеровская память о прошлом. 293 2. Память о Гомере: классика и классицизм. 298 III. Гиполепсис — письменная культура и эволюция идей в Греции. 1. Формы гиполеитической организации дискурса. 304 2. Гиполептический процесс как превращение авторитета и критики в особые институты 3. Есть ли умышления история История духа как гиполептический процесс. КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ - ПОПЫТКА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ 317 Литература...............................................................................327 Именной указатель. 355 #Греция@esoterical #Greece@esoterical #Египет@esoterical #Egypt@esoterical #Израиль@esoterical #Israel@esoterical #культура@esoterical #culture@esoterical #письменность@esoterical #writing@esoterical